Понятие «продукт» в бизнесе и маркетинге

Продукт — это то, что решает проблему потребителя. Важный элемент решения проблемы — Jobs to be Done (JTBD) — работа, которая должна быть выполнена.

Примерами «продукта» с их JTBD:

Шоколадный батончик Snikers — быстрый перекус углеводами для получения энергии.

Энергетический напиток Red Bull — нейтрализация усталости, утомления и «окрыление» на время, чтобы мобилизировать энергетические ресурсы организма на преодоление временного отрезка, когда хочется спать или нехватает сил. 

iPhone — доступ к мобильной коммуникации с другими пользователями и получение информации для времяпрепровождения. Являясь смартфоном, iPhone предоставляет своему пользователю удобный интерфейс для коммуникации с другими пользователями через приложения, а также позволяет делать качественные фотографии, снимать видео, хранить информацию, играть в игры и многое другое. iPhone — это многофункциональное элегантное и статусное устройство с целой системой полезных приложений и функций, делающих жизнь пользователя ярче и насыщеннее. 

Электромобиль Tesla model S — перемещение по дорогам на электротяге. По сути это премиальный автомобиль с впечатляющими динамическими характеристиками, но использующий вместо обычного горючего топлива и двигателя внутреннего сгорания электроэнергию и электродвигатель. 

Интернет-магазин — это также продукт, решающий проблему поиска и онлайн-покупки товара с доставкой на дом или с возможностью самовывоза. 

 

Показатели эффективности функционирования продукта

Рассмотрим показатели эффективности продукта на примере интернет-магазина, как сайта. Показатели эффективности его работы обозначим на профессиональном сленге как «метрики».

Интернет-магазин в веб-пространстве является сайтом с набором определенных функций. Ключевыми задачами инетрнет-магазина, как сайта являются:

  • привлечение пользователей на сайт, прежде всего органического трафика из поисковых систем за счёт правильной поисковой оптимизации — Search Engine Optimization — (SEO);
  • структурирование информации товарных категорий и информации о товарах, которая позволить посетителям сайта найти нужный им товар;
  • интерактивное взаимодействие с покупателем для добавления в корзину товара по-релевантному JTBD;
  • оформление заказа и онлайн-оплата;
  • захват контактов посетителя для ремаркетинга и последующего взаимодействия с целью увеличения Life-time value (LTV) клиента;
  • получить обратную связь от посетителя в видео отзыва на товар, качество сервиса интернет-магазина и т.п.
  • сбор аналитики для оптимизации и совершенствования работы сайта за счет улучшения User Expirience, User Interface и других характеристик сайта. 

Исходя из этих задач, мы начинаем понимать, какие метрики стоит замерить:

  • источники трафика;
  • количество посетителей в день;
  • сеансов на пользователя;
  • показатель отказов, в том числе по источникам трафика;
  • популярные товары;
  • конверсия (она же коэффициент транзакций);
  • доход с трафика;
  • количество заказов; 
  • средняя стоимость заказа;
  • общий доход;
  • North Star Metric.

 

North Star Metric — метрика полярной звезды — ключевая метрика продукта. В разные периоды развития интернет-магазина как продукта и рыночной ситуации она может быть разной, но отталкиваться стоит прежде всего от чистой прибыли. 

 

9 просмотров