Трансформация экономики из-за коронавируса

Удаленная работа офиса

Карантин, на фоне пандемии коронавируса, вынудил компании вывести большую часть своих офисных работников на удаленную работу. В связи с этим значительно возросло роль корпоративных онлайн-сервисов в работе компаний. Например, большую популярность получил сервис онлайн-конференций «Zoom». Казалось бы, есть всем известный «Skype», однако качество сервиса «Zoom» оказалось выше, что и позволило обойти по своей популярности схожие продукты. Трафик сервиса веб-конференций «Webex» показал рост более чем в 22 раза.

Но Zoom не единственный сервис-счастливчик. Для улучшения коммуникации при решении бизнес-задач корпоративный сектор начал активно пользоваться такими сервисами как «Битрикс24», «Microsoft Teams», «Яндекс.Трекер», «Планфикс», «MaisterTask», «Trello» и др. Все эти сервисы предназначены для управления проектными командами и позволяют организовывать, координировать и контролировать работу команд при решении различных бизнес-задач удаленно, а также автоматизировать отчетность и анализировать эффективность проделанной работы. 

Многие российские компании всерьез задумались об оптимизации своих издержек на аренду больших офисов в центре города, так как часть персонала можно перевести на удаленною работу. Одним из первопроходцев в данном направлении стал онлайн-банк «Тинькофф».

Однако стоит отметить, что на удаленной работе производительность некоторых сотрудников может снижается на 20-40% в силу возрастания отвлекающих факторов и не обустроенности рабочего места на дому. Важна также и рабочая обстановка и непосредственное взаимодействие с другими участниками проектной команды.

Тем не менее IT-гиганты на практике используют гибридный подход, при котором их некоторые сотрудники имеют возможность выходить на работу не ровно с 8-9 часов утра, а с 11-13 с возможность работать в офисе до глубокой ночи, если данный режим способствует росту их производительности.

Удаленная форма взаимодействия с персоналом позволяет привлекать необходимые кадры и из других регионов и даже стран, в которых больше квалифицированных специалистов и ниже затраты на заработную плату.

Кибербезопасность 

Переход почти всех бизнес-процессов в онлайн влечет за собой новые риски для компаний. Еще с начала эпохи доткомов в начале 2000 годов многие компании задумались и о информационной безопасности своих данных. Передовыми компаниями в данной отрасли стали такие российские Лаборатория Касперского - антивирусы и тому подобное -  и «Group IB» - расследования кибер-преступлений. С ростом использования онлайн сервисов значение кибербезопасности будет только расти, так как желающих посягнуть на конфиденциальные данные компании и другие формы махинаций будет все больше и больше.

Повышение уровня удобства онлайн-сервисов

Увеличение использования онлайн-сервисов вынуждает компании повышать скорость их внедрения и обучения сотрудниками. Достигнуть этого можно за счет повышениях их понятности и удобства для рядовых пользователей на интуитивном уровне и без использования объемных инструкций. Большие успехи в этом направлении достигли именно российские компании B2B-онлайн-сервисов – «Битрикс24», «Яндекс.Трекер», «Планфикс», «СКБ Контур», финтех и банковского секторов – «Сбербанк Онлайн», «Альфа Банк», «Открытие», «Почта Банк». Освоить данные сервисы можно в короткие сроки и без изучения объемных инструкций, а при пользовании данными сервисами у пользователей как правило нет проблем с эффективность при проведении различных бизнес-процессов.

Анализ данных

Для того чтобы непрерывно улучшать уровень удобства онлайн-сервисов, развивать новые направления, необходимо собирать данные о том, как клиенты ведут себя при пользовании ими и на каком процессе у них возникают затруднения использования продукта. В таком случае - анализ данных и продуктовая UX/UY-аналитика эффективный инструмент для решения проблем подобного уровня. 

Таким образом, анализ данных позволяет нам повышать эффективность работы онлайн-сервисов для рядового потребителя, повысить маржинальность и объем продаж, степень удержания клиента. 

Собранные данные в последующем используются в работе искусственного интеллекта для автоматизации тех или иных бизнес процессов.

Автоматизация и цифровизация бизнес-процессов

Сбор и анализ данных позволяет улучшать работу онлайн-сервисов и всего бизнеса в целом, а также автоматизировать многие бизнес-процессы. Это позволяет снизить трудозатраты компании на обработку данных и проведения рутинных однотипных операций, повысить качество работы человеческих ресурсов при решении творческих задач. 

Рост и интенсификация электронной коммерции повышает важность логистики товаров от производителя к потребителю в любую точку мира. Внедрение информационных технологий позволяет значительно ускорить данный процесс.

Необходимость роста скорости поставки товара, прозрачность бизнес-процесса, точность ставит перед логистическими компаниями задачу внедрения таких алгоритмов, которые полностью исключают необходимость сотрудникам принимать решения при проведении бизнес-процессов. За них это делает компьютеры и алгоритмы на базе данных получаемых от прошлых аналогичных операций. Таким образом, повышается эффективность работы всей системы из раза в раз. Примерно по такому же принципу работают склады компании «Амазон». Например, на склад поступает товар от поставщика. Он штрихкодируется и переносится сотрудником в заранее подготовленную пустую ячейку на складе. Когда приходит время погрузить товар на доставку, сотруднику на ручной компьютер приходит сообщение с номером ячейки, в которой лежит товар и таймером времени на выполнение задания, который заранее рассчитывает алгоритм на основе аналогичных данных, которые были собраны ранее. Сотрудник просто как робот механически выполняет задачу. В случае промедления сотрудник штрафуется. Однако и этот момент разгрузки-погрузки товара скоро будет автоматизироваться за счет использования роботов. Когда происходит заказ через сайт, система «Амазона» определяет, где находится такой товар на ближайшем к покупателю складе, и определяет работника, который сейчас проходит неподалеку от этой ячейки. У него на сканере загорается информация, куда надо идти. За день каждый из них должен найти, отсканировать и отнести на конвейер минимум тысячу товаров. Далее происходит упаковка товара и загрузка его в грузовик. Далее для грузовика алгоритм рассчитывает оптимальный маршрут доставки.

Искусственный интеллект и алгоритмы

Алгоритмы и искусственный интеллект вырабатывают оптимальные решения при выполнении бизнес-процессов. Также они могут выполнять рутинные операции.

Собранные данные необходимы для того, чтобы искусственный интеллект мог вырабатывать определенные стратегии взаимодействия с клиентами. 

Например, помощь операторам при общении с клиентом по телефону. Уже сегодня внедряются голосовые помощники, которые опрашивают клиентов по каким-либо вопросам, узнают ФИО, пол, год рождения, потребительские предпочтения и т.п. Эти данные в последующем систематизируются и позволяют улучшить качество оказания сервиса клиенту. Таким образом, экономится человеческие трудозатраты на выполнение рутинных о однотипных задач. 

Резюме

Таким образом, можно говорить о том, что  введенные карантинные меры на фоне пандемии коронавируса ускоряют развитие информационных систем и внедрение онлайн-сервисов в нашу повседневную жизнь. Многие предприниматели получили наглядную демонстрацию того, как онлайн-сервисы и другие информационные продукты способны улучшить качество их жизни и спасти их оффлайн-бизнес в случае введения ограничительных мер со стороны власти.

Автор: Куртяков Ойбек

Дата редакции: 06.06.2020 г.

341 просмотров